Главная | Регистрация | Вход | RSS | Пятница, 26.04.2024, 15:39 |
Отдел образования Знаменского района | |
Приветствую Вас Гость |
|
ПРОФИЛАКТИКА ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ11 декабря 2012 года в актовом зале Администрации Знаменского района состоялось заседание Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по вопросу профилактики жестокого обращения к детям.
Выступление начальника МКУ "Отдел общего образования администрации Знаменского района Орловской области" С.Н. Сорокиной Сегодня на обсуждение вынесен очень важный вопрос, где в центре внимания – ребенок. Защита детей от преступных посягательств является одним из главных направлений всего общества. От ее реализации зависит самое главное – будущее страны, ее выживаемость, экономическое и социальное благополучие и ее процветание. Семейная криминология в России исследуя вопрос о жестоком обращении с детьми и его последствия, приводит шокирующие цифры: ежегодно кончают жизнь самоубийством примерно 2 тысячи детей и подростков; 5 тысяч уходит из семьи, 6 тысяч из детских домов и интернатов в общей сложности 25-26 тысяч несовершеннолетних ежегодно становятся жертвами преступных посягательств, из них около 2 тысяч погибают, 8-9 тысяч получают телесные повреждения. В России регистрируют свыше 2,5 тысяч сексуальных преступлений. Проблема жестокого обращения с детьми в большей степени проблема социальная, которая может быть решена совместными усилиями структур на государственном уровне, в том числе законодательном. В настоящее время российское законодательство не дает четкого определения термина «Жестокое обращении е с детьми», хотя само слово появилось в кодексе РСФСР о браке и семье еще в 1968 году. В нем жестокое обращение с детьми было включено в перечень оснований для решения родительских прав, но содержание понятия не раскрывалось. Основным международным документом, регламентирующим вопросы защиты прав детей, является Конвенция о правах ребенка (1989 год). Статья 37 Конвенции гласит Все чаще на страницах газет , экранах телевизоров и повседневной жизни мы встречаемся с фактами насилия и жестокого обращения к детям .Насилие проявляется в самых различных ситуациях и формах. Ребенку легко причинить вред. Уязвимость детей к насилию объясняется их физической, психологической и социальной незрелостью, а также зависимым, подчиненным положением по отношению к взрослым, будь то родители, опекуны, воспитатели ,учителя . Масштаб и серьезность этой проблемы таковы ,что она стала предметом заботы международной организации, вплоть до ООН , а также российского правительства .И, конечно, наша ! Важная роль в решении этой сложной задачи сегодняшнего дня обязаны сыграть образовательные учреждения. Именно они должны принимать активное участие в защите интересов детей и отстаивании их прав. Необходимо отметить, что работа в данном направлении в районе ведется планомерно и целенаправленно уже в течение целого ряда лет. За этот период времени создана региональная экспериментальная площадка - на базе Красниковской школы «Я – гражданин России»,руководитель Филатова Л.А.. Где разработана и адаптирована к условиям района модель выпускника школы, его интеллектуальные способности ,роль педагога и родителя в воспитании детей ,ответственность взрослых за воспитание, профилактическая работа по предупреждению правонарушений несовершеннолетних и защите их прав, пресечение жестокого обращения с детьми.. В настоящее время стала работать служба экстренной психологической помощи в Знаменской средней школе, которая включена в систему межведомственного взаимодействия по раннему выявлению и кризисной помощи семьям «группы риска». В каждом образовательном учреждении организована бесперебойная работа телефона доверия, разработан план мероприятий по проведению профилактической работы по противодействию жестокому обращению с детьми. Кроме того, всеми подведомственными учреждениями работа по предотвращению жестокого обращения к детям осуществляется в рамках региональной программы «Дети Орловщины». Школа, дошкольное и дополнительные образовательные учреждения, как наиболее значимый социальный институт, должны принимать все меры для борьбы с любыми фактами насилия в отношении детей. Говоря о насилии в ОУ ,речь можно вести о применении насилия учителями, воспитателями в отношении обучающихся и воспитанников ,о насилии обучающихся в отношении друг друга ,а также ,хотя и в редких случаях , о насилии детей над педагогами. Уже в этом учебном году во всех ОУ прошли родительские собрания по актуальным вопросам «Конфликты в семье», Россия, Семья, Любовь», «Будем добрее к своим детям», «Детство свободное от жестокости» и другие. На сайтах образовательных учреждений размещен информационный материал для родителей, прошла акция «Россия против жестокого обращения к детям». В рамках этой акции 7 декабря 2012 года прошли спортивные соревнования в спортивной школе с привлечение обучающихся Урицкого, Хотынецкого и Знаменского района. В сентябре в каждом образовательном учреждении была создана социальная карта ребенка. Проводя анализ , было выяснено ,что
В семье с одним родителем проживает – 27% детей В семье, где 1 или оба родителя безработные – 32% В многодетных семьях – 18% Семьи «риска» составляют -12%.
Вот это картина для поля деятельности всех заинтересованных лиц и всех здесь присутствующих.В нашей работе есть много пробелов—перестали функционировать родительские лектории, тематические конференции и круглые столы по проблемам детства и материнства, профилактическая работа зачастую сводится к 3-х минутной беседе, нет единого дня правовых знаний. Иногда классный руководитель предъявляет к своим воспитанникам необоснованные требования, даже обижает и оскорбляет их, тогда в таком классе агрессивность и враждебность выше ,чем в том классе ,где доброжелательные отношения у учителя и его подопечных. Сейчас причины ожесточенности и у взрослых и у детей на лицо: -безработица или низкая материальная обеспеченность -алкоголизм одного или обеих родителей -одиночество или распавшийся брак -жилищный вопрос -незрелость родителей -эгоизм родителей, их стремление к развлечениям, легкой жизни Наш район маленький и здесь все у всех на виду, мы прекрасно знаем как живется тому или иному ребенку в семье, какая ситуация в семье у соседа, где есть дети. Порой и переживаем все вместе за судьбу ребенка, а порой проходим мимо. Особенно пугает ,что часто дети становятся сиротами при живых родителях или родственниках. С 2010 г. Отдел образования осуществляет полномочия по опеке и попечительству несовершеннолетних и недееспособных совершеннолетних граждан. В настоящее время у нас на учете состоит 41 ребенок, оставшийся без попечения родителей (в том числе 11 детей-сирот), из них 19 детей устроены под опеку , 5 в приемные семьи и проживают на территории района, 17 детей находятся в интернатных учреждениях области. Слова благодарности хочу сказать тем, кто не прошел мимо беды ребенка, не отвернулся от печального взгляда его, сумел улыбнуться и протянуть ребенку руку, прижав к своему сердцу сказать ему «Ты- мой». Это семья Банниковых, Думчевых, Ракитиных и др. Не оставили родных внуков, племянников, сестер и братьев семья Тимофеевых, Минеевых, Газизулиных, Закатовых и другие. При проведении проверок условий жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с опекунами и приемными родителями проводится профилактическая работа по вопросу недопустимости жестокого обращения по отношению к детям. К сожалению , и у нас был случай в апреле 2010 года опекун Преподобная Лидия Анатольевна была освобождена он обязанностей опекуна в связи с ненадлежащим исполнением обязанностей опекуна (установлен факт жестокого обращения дедушки Преподобного Николая Петровича по отношению к несовершеннолетней внучки Захаровой Марии Анатольевне, находящейся под опекой). Девочка была направлена в интернатное учреждение, а 31 августа 2010 года передана под опеку дяде Преподобному Сергею Николаевичу. Долго нам пришлось обсуждать проблему , где будет ребенку лучше. В 2011-2012 годах фактов жестокого обращения в отношении несовершеннолетних не зафиксировано. В ноябре в МБОУ «Знаменская средняя школа имени Р.И. Вяхирева» проведено анкетирование среди обучающихся 4-11 классов, целью которого являлось выявление уровня взаимоотношений между родителями и детьми на предмет жестокого обращения. В опросе принял участие 101 ребенок. По результатам анкетирования сделаны следующие выводы: в трудные моменты своей жизни дети должны быть уверенны в поддержке и понимании своих родителей. И тому подтверждением следуют ответы на вопросы, касающиеся неразрешенных проблемных ситуаций, а именно, могут ли они найти поддержку у родителей, и 40% детей эту помощь имеют в виде родительской любви, заботы и взаимопонимания. И в свою очередь, родители тоже при решении семейных вопросов учитывают мнение детей (52%). В совместных делах не только родители открывают характер детей, но и дети познают сложный мир взрослых, их образ жизни и переживаний, лучше узнают своих родителей. Этому хорошо способствуют совместные экскурсии, походы, увлечения, что нашло отражение всего в 14 % ответов детей. Важным условием нормальных взаимоотношений в семье между родителями и детьми является взаимная информированность родителей и детей (96% родителей интересуются успехами своих детей в школе). Хотелось бы отметить, что у 52 % опрошенных атмосфера в семье доброжелательная, чуткая, дети воспитываются в обстановке взаимной любви, заботы и помощи. Исследуя характер внутрисемейных отношений можно прийти к выводу, что если дети и совершают поступки, то родители не приемлют физического насилия, пытаются урегулировать сложившуюся ситуацию путем бесед, лишения компьютера и т.д. И дети (82%) не чувствуют по отношению к себе со стороны родителей жестокого обращения.Проводя анкетирование в других школах было выявлено, что на вопрос –Часто ли ты ссоришься? Из 18 детей 11 ответили со сверстниками , с учителями- 2, с родителями -2, На вопрос : к тебе применялось физическое насилие ? Дети ответили – 13 нет, наказание было справедливым 5. Это порадовало ,что дети могут правильно оценивать действия взрослых. Немаловажное место в решении этой проблемы принадлежит --СЕМЬЕ. В своих сочинениях дети писали о своих семьях, размышляли, мечтали о том, какую семью они хотели создать ,когда вырастут. Вот что пишет одна ученица………..
В настоящий момент в развитии опыта реализации обозначенных направлений работы по противодействию жестокому обращению к детям актуальной задачей является организация широкой информационной кампании, проведение которой объявлено в 2013 году на всей территории России. Основной целью данной кампании является формирование особого общественного мнения. Важным становится понимание того, что жестокое обращение к ребенку является неприемлемым и недопустимым. По моему мнению, работа в этом направлении должна носить межведомственный характер, в основе которого лежит объединение ресурсов, согласованный характер действий органов и учреждений системы образования, здравоохранения, социальной защиты населения и отдела внутренних дел, прокуратуры, общественности. Помимо этого, большие надежды при проведении информационной кампании возлагаются на присутствующих руководителей , руководителей общественных объединений, религиозных и благотворительных организаций. Тогда появляется возможность формирования ценностей неприятия жестокости в отношении детей внутри существующих институтов гражданского общества и их широкой трансляции в общество. Неслучайным является тот факт, что сегодня по противодействию жестокого обращения к детям проходит масштабно и повсеместно по всей Орловщине и России. Максимальная включенность родительской общественности, ближайшего социального окружения детей в проведение информационной кампании также является основой ее успеха. Безусловно, координация работы созданным Советом позволит достичь качественных изменений общественного сознания и будет способствовать более эффективной организации работы по предотвращению фактов жестокого обращения к детям. Еще хотелось бы обратить внимание на ключевую роль в реализации этого направления разработать методические рекомендации и предоставлении необходимых информационно-методических материалов в учреждения и организации.
|
|
Copyright MyCorp © 2024 |
Создать бесплатный сайт с uCoz |