Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 18.04.2024, 03:31

Отдел образования Знаменского района

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

ИТОГИ МОДЕРНИЗАЦИИ

 
Уважаемый президиум!
 
Уважаемые коллеги!
 
 
     Сегодня развитие образования – это тема обсуждения в самых высоких политических кругах. Сам президент нашей страны
рассматривает систему образования, как основу развития государства, уверена, что слабость образовательной системы – это угроза конкурентоспособности страны
в целом. 
     В национальной стратегии  «Наша новая школа» речь идет о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, начиная с дошкольного
образования до получения образования в течение всей жизни.  
     Благодаря реализации в Орловской области комплексного проекта модернизации образования, система образования в регионе
изменилась: введена новая система оплаты труда, созданы новые модели аттестации и повышения квалификации управленческих и
педагогических кадров. Региональная система оценки качества образования уже сейчас позволяет оценивать как отдельные учреждения, так и в целом
муниципальные системы образования. Создание института нормативного финансирования обеспечило объективный подход при распределении средств на оплату труда и
учебные расходы между школами в зависимости от количества обучающихся.      
     Здесь же обозначены и проблемы, без решения которых невозможно реализовать реформу по программе «Наша новая школа».
Эти проблемы касаются и нас с вами. На сегодняшний день нет оптимальной сети образовательных учреждений, существует проблема малокомплектных школ, кадрового
обеспечения отрасли, не стали нормой такие виды занятий как учебные практики, проектная и исследовательская деятельность, предусмотренные учебным планом 2011
года. 
     В нашем районе за 2009-2011 годы численность обучающихся сократилась на 14 % , а число учителей на 36,2 %.
     На сегодня из 6 школ района 4 – малокомплектные. И в силу этого фактора – не способны выполнять заказ населения
по предоставлению качественных образовательных услуг. 
     Министр образования задал вопрос: оправданы  ли затраты   на одного ученика в сельских школах? Так, в
нашем районе на 1 ученика в год тратим 11 тысяч рублей на обеспечение топливно-энергетическими ресурсами? Есть школы, где на одного ученика
приходится площадь в 26,7  квадратных метров. Объем затрат на 1 ученика увеличился на 24,7%; с 66731 рублей в 2009
году до 83197 рублей в 2011 году.  
     В среднем по области в одной школе обучаются 210 детей. Однако в нашем районе в одной школе обучаются в среднем лишь 75 учеников.  Средняя наполняемость  в классах составляет 6,6 учащихся, по
нормативу- 14, но в  Локонской школе - 3,2, Красниковской – 2,7.
     Поэтому в наших школах отсутствует вариативность профилизации на старшей ступени. В  школах реализуются один, максимум два профиля
обучения, как правило, социально-экономического направления.  
     Выход из данного положения видится только в развитии сетевого взаимодействия, в развитии разных форм дистанционного
обучения. Базовые школы должны стать действительно базой для изучения какого-то 1-2-х профилей, в  зависимости от кадров
и наличия оборудования. Профильные предметы здесь должны преподаваться на максимально высоком уровне специально подготовленными учителями.    
     С 2006 года по инициативе президента РФ в стране началась реализация ПНПО, благодаря которому за последние неполных 6 лет
произошли системные положительные изменения в российском образовании, которые коснулись каждого педагогического работника, в том числе и нашего района.
Прежде всего, это огромные средства, вложенные в систему образования, призванные существенно укрепить учебно-материальную базу ОУ, повысить мотивацию педагогов
к внедрению инноваций в образовательный процесс, обеспечить равный доступ к качественному образованию всех обучающихся, повысить престиж педагогического
труда.
     Инновационные подходы в работе образовательных учреждений приве­ли к обновлению муниципальной си­стемы образования. Изменения затро­нули все сферы деятельности по на­правлениям:
переход на новые образо­вательные стандарты, развитие систе­мы поддержки талантливых детей, совершенствование учительского корпу­са, изменение школьной инфраструктуры,
сохранение и укрепление здо­ровья школьников, расширение са­мостоятельности школ. Эти направ­ления уже находили свое отражение в реализации национального
проекта «Образование», важнейшей составля­ющей которого является комплексный проект модернизации образования.
     Значимым событием для системы образования в 2011 году стал пере­ход на новые образовательные стан­дарты в 1-х классах. Во всех образо­вательных учреждениях
района в 1-е классы пришли 40 учащихся. Новая си­стема обучения в 1-м классе потре­бовала курсовой переподготовки се­ми педагогов. Их обучение проходило 14
дней в Хотынецкой средней школе. Школьные библиотеки приобретали за­ранее для ознакомления и работы ме­тодический комплекс для 1-го класса. В Знаменскую
среднюю школу посту­пил кабинет начального класса, кото­рый оснащен новейшим оборудовани­ем для организации обучения, табли­цами, мультимедийными пособиями,
компьютером.
    
Новый стандарт возвращает в шко­лу принципы государственного воспи­тания и предлагает не учебный, а об­разовательный план школы. Базисный
образовательный план включает в се­бя программы воспитания и социали­зации, которые пронизывают всю учеб­ную, внеучебную, внешкольную дея­тельность
образования обучающихся.
     Требования новых стандартов состо­ят в переходе от традиционных техноло­гий к технологиям развивающего обуче­ния, которые
носят личностно-ориенти­рованный характер обучения. При вве­дении стандарта в образовательных уч­реждениях создан совет по его внедре­нию, утверждены
проекты, планы-гра­фики изменений, на совете решаются вопросы стимулирования деятельности работников начальных классов.
     Реализация инициативы Президента РФ «Наша новая школа» потребовала кардинальных изменений в подходах к организации
системы повышения ква­лификации педагогов. За 2011 год и 1-й квартал 2012 года курсовую пере­подготовку по разным предметам и на­правлениям прошли 29
педагогов и 6 воспитателей. Системная работа ИУУ в этом направлении, новый порядок ат­тестации, инновационные процессы вызвали потребность в повышении ква­лификации.
Уважаемые коллеги!
 
     У каждого времени есть свои приметы. Нынешнее время, время перемен. И в первую очередь, эти перемены связаны с
жизнью школы, с возросшими требованиями к процессу обучения. «Если раньше образование давалось надолго
и предназначалось для того, чтобы обеспечить бесперебойную профессиональную деятельность человека в какой-либо одной отрасли или сфере деятельности, то
теперь, речь идет о формировании принципиально новой системы образования, предполагающей постоянное обновление. Причем ключевой характерной чертой такого
образования становится не только передача знаний  и технологий, но и формирование творческих компетентностей.
     Учитывая, что именно в школе происходит эмоциональное и социальное становление личности, особые требования
предъявляются к учителю, призванному обеспечить это становление. «Новая школа – это новые  учителя, открытые по всему
новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников.
     Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников учителя – ключевая особенность школы будущего» - Поэтому
совершенно очевидно, что учителю как никогда необходимо сегодня не только по-новому учить, но и по- новому учиться.
     Прежде всего, учиться новому педагогическому мышлению, учиться быть в постоянном творческом поиске подходов
и приемов, обеспечивающих соавторство, сотрудничество с учениками во всей работе.
     Главная задача современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологическом
мире. «От того, какое образование получит человек в школе, зависит его индивидуальный успех. А помочь ему в этом сможет школьный учитель.
     Так каким же должен быть современный учитель? Пожалуй, сложно ответить на этот вопрос. Учитель находится в
постоянном творческом поиске ответа на вопрос: «Как учить школьника?» Задачи, стоящие перед учителем кардинально отличаются от тех, которые выполнялись
им  совсем недавно. Современному учителю недостаточно передавать своим ученикам готовые знания, давать установку на их
запоминание. Самой первой задачей образовательной политики на современном этапе является достижение современного качества образования, его соответствие
актуальным и перспективным потребностям личности, развития его познавательных  и творческих способностей. Для этого
необходимо использовать различные методы и приемы обучения.
     Профессиональный рост педагога невозможен без самообразования. Для современного педагога важно никогда не останавливаться
на достигнутом, а обязаны идти вперед. Современный учитель – человек способный улыбаться и интересоваться всем что его окружает, ведь школа жива, пока учитель
в ней интересен ребенку. В условиях модернизации образования на современном этапе одной из центральных задач стоит задача по повышению 
социального статуса педагогического работника, оформление законодательной базы по регулированию статуса учителя.
       В рекомендации специалистов
межправительственной конференции ЮНЕСКО по вопросу о статусе учителей от 05.10.1966 года признается решающая
роль учителей в развитии образования и значение этого вклада, который они вносят в развитие человеческой личности современного общества. В Концепции
модернизации образования 2010 года определено, что государство рассматривает улучшение материального положения и повышение статуса педагога как одну из
приоритетных задач в России. 
 
На этом основании, считаю вполне закономерным разработку и принятие специального Закона о статусе учителя. Высокое социальное положение, материальная независимость вот необходимые условия для успешной реализации функций педагога. Кроме того, мы должны помнить и о том, что одна из общепринятых аксиом экономической политики в образовании гласит: «Государство, в котором заработная плата учителя ниже средней по стране не способно к развитию».
       Кроме низкой заработной платы, высокую степень социальной неудовлетворенности работников образования вызывает
отсутствие достойного пенсионного обеспечения, медицинского обслуживания, невозможности улучшения жилищных проблем.
       Считаю необходимо разработать законодательное положение, позволяющее учредителям использовать бюджетные
источники для обеспечения финансирования услуг по пенсионному, медицинскому и социальному страхования работников образования. Это позволит сформировать
отраслевые системы дополнительного пенсионного и медицинского страхования, ипотечного кредитования
       Немаловажное значение в повышении престижа учительской профессии  имеет работа по созданию современных условий труда.
 
         Уважаемые коллеги! По состоянию на 31 августа 2012 года в образовательных учреждениях района трудятся  88 педагогов, высшее образование имеют – 79
педагогов, среднее специальное - 2 ,техническое образование – 7. Высшую категорию имеют – 13 педагогов, звание «Почетный работник образования» -38.  По стажу работы до 3-х лет – 10, до 10 лет -
26, до 20 лет – 54, от 20 лет и выше - 8. 
         Как видите, кадры в районе опытные, талантливые и перспективные.
     Одно из главных направлений нацио­нальной образовательной стратегии «Наша новая школа» - создание систе­мы поиска и
поддержки талантливых детей.
     В условиях разработки и введения новых требований к качеству образо­вания начато осуществление монито­ринга и
комплексной оценки достиже­ний ученика, его компетенции и спо­собностей.
    
В районе принято постанов­ление главы Знаменского райо­на № 261 от 28 декабря 2011 го­да «Об утверждении стипендии об­учающихся - стипендиатов главы
Знаменского района Орловской об­ласти на 2012 года».  Таких учащихся - 11. Потенциал одарен­ных и способных детей в районе ве­лик (за 1 полугодие - 62 отличника), есть дети,
которые, обучаясь в 5-8-х классах, уже проявляют активность в общественной жизни школы, райо­на, принимают участие в областных и районных конкурсах,
становятся лау­реатами и победителями. В 2011 го­ду в конкурсе «Моя семья» победила Маргарита Хроменкова. В конкурсе «Космическая феерия» - Екатерина
Тансан (Знаменская средняя школа).
В учреждениях дополнительного об­разования прошли массовые досуговые мероприятия, конкурсы, спортивные игры и соревнования.
Победителями стали: в конкурсе чтецов «Есть разные страны на свете, а Родина только од­на!» Мариам Бенидзе, Елена Королева, Дарья Ясинская (Знаменская шко­ла),
Анастасия Семенушкина, Нина Чиненова (Ждимирская школа); «Орловская палитра» - Елена Зябкина, Яна Гнедова, Сонечка Джагарян (Селиховская школа); конкурс
чтецов «Живая классика» - Арам Джагарян, Алексей Кулешов (Селиховская школа); «Мисс Очарование» - Елена Агейкина, Анастасия Семенушкина (Ждимирская школа),
Маргарита Жилкина, Юлия Галкина (Знаменская школа), Екатерина Дубенко (Глотовская школа).
     Формирование индивидуальных об­разовательных достижений детей на­чинается с детского сада. Об успе­хах детей дошкольного
возраста го­ворят районные мероприятия, празд­ничные концерты, смотры. На сцене свой талант показывают Дарья Усова, Дарья Фомина, Егор Губанов, Софья Серикова,
Иван Ерков.
     За последние годы в районе сло­жилась эффективная система рабо­ты с талантливыми детьми, имеющи­ми повышенную
мотивацию к обуче­нию. Для такой категории детей еже­годно проводится муниципальный тур Всероссийской олимпиады школьни­ков. В 2011 году районный тур проведен по 16 предметам. В них приняли участие 133 обучающихся из шести
образова­тельных учреждений. Результаты олим­пиад- 10 победителей, 43 призера.
     Обучающиеся и педагоги принимали участие в областных и всероссийских конкурсах. В конкурсе «Русский медве­жонок» - 44
обучающихся.
  Президентские игры и президент­ские соревнования, в которых приня­ло участие шесть образовательных уч­реждений. В
«Президентских состяза­ниях» принял участие 31 класс, 191 об­учающийся. Лучшими признаны: 5-й класс Локонской средней школы, 6 а Знаменской средней школы, 7-й,
8-й, 9-й классы Ждимирской средней шко­лы, 10 а Знаменской средней школы, 11 класс Глотовской средней школы. В
«Президентских спортивных играх» приняло участие шесть школ, 60 обучающихся.
Результаты работы со способными детьми тесно связаны и с поступлением наших выпускников в высшие и средние учебные заведения для
получения профессионального образования. По предварительным данным в этом году в вузы поступили  67% выпускников
11 классов,  в средние учебные заведения   -  27 %, из выпускников 9 классов в 10 класс пошли 19, 8 поступили в средние специальные учебные заведения, 6 в учреждения
начального профессионального образования.
Тревога 10 класс
Реализация инициативы «Наша новая школа» невозможна без использования в системе обучения и воспитания современных педагогических технологий. В настоящее время более 65% учителей, воспитателей
и педагогов дополнительного образования реализуют инновационные технологии на практике.   Наиболее   интенсивно внедряются в образовательный
процесс разноплановые современные технологии учителя Н. Борисенко (Глотовская школа), Н. Мерцалова (Знаменская школа) 
М. Филина   (Красниковская школа) Одним из важнейших современных инновационных направлений деятельности школы
является использование информационно-коммуникационных технологий. Около 70 % педагогов применяют их активно в своей работе.
Педагоги, воспитатели представляют свой опыт в творческих к профессиональных и научно-практических конференциях.  
     Следствием   эффективного развития учительского  потенциала должно стать повышение качества знаний обучающихся как важнейший результат педагогического   труда.  В  образовательных учреждениях
осуществляется системный мониторинг качества знаний. По независимой оценке качества знаний, наблюдается снижение качества знаний по математике в 9 классе
(Знаменская средняя школа), русскому языку в 4-х,9-х, 11-х классах (Селиховская средняя школа), географии в 10-м
классе (Знаменская средняя школа) биологии (Глотовская средняя школа).  
     С сентября 2012 года в российских школах появится новый предмет. Основы религиозных культур и
светской этики будут изучать четвероклассники
     В новом школьном курсе шесть модулей. Школьникам предложат на выбор изучать основы 'православной, исламс­кой,
буддийской, иудейс­кой культуры, основы мировых религиозных куль­тур или светскую этику. В нашем районе самыми популярными
у ребят ока­зались «Основы право­славной культуры» и «Основы светской этики».
        Занятия будут про­ходить в традиционной форме уроков, по одному учебному часу в неделю. Однако в отличие от дру­гих
школьных дисциплин оценок по этому предме­ту не будет. Учебники для всех школ района приобретены за счёт средств областного бюд­жета. Исключительное право на издание учеб­ных
пособий для нового школьного предмета принадлежит издательству «Просвещение», с кото­рым заключен контракт на поставку всей партии учебников.
 Весной в школах  прошли пробные уроки по осно­вам религиозных культур и светской этики. Ребят новый предмет заинтере­совал,
положительные от­зывы высказали и роди­тели. Большинство из них считают, что именно на  таких уроках формируют­ся основы
нравственно­сти и духовности молоде­жи. 
Занятия будут вести учителя с не­обходимой квалификаци­ей. С февраля нынешнего года педагоги обучались в областном институте усовершенствования учи­телей. Совместно с Орловско-Ливенской епар­хией 22 августа 2012 года был проведен масш­табный областной семи­нар-совещание для всех педагогов, которые будут преподавать этот курс.
    Новый курс — свет­ский, он ориентирован на знакомство с культурой и религиозной (или свет­ской) традицией. Он ни в коем
случае не предус­матривает обучение ре­лигии. В нем нет крити­ческих оценок других ре­лигий и мировоззрений. Сведения
об истоках тра­диций и культуры не бу­дут конкурировать с науч­ными знаниями и резуль­татами научных исследо­ваний. Успех преподава­ния этой дисциплины не зависит от того, верую­щий педагог или
нет.
     В Знаменском  районе уже немало сделано по всем пяти направлениям в ходе реализации Комплексного проекта модернизации образования,
приоритетного национального проекта «Образование».
Обязательства, взятые Знаменским  районом, в ходе реализации КПМО выполняются в основном по всем направлениям.         
Финансирование отрасли «Образование» Знаменского района в 2011 году увеличилось , по сравнению с 2006 годом на 24%.
     С 1 сентября второй год в 1-х первых  классах начнётся внедрение новых стандартов. Многое уже сделано, о чём мы отчитались, но многое предстоим ещё сделать.
Создана материально-техническая база, обучены учителя . Но требует доработки нормативно-правовая база, необходимо уже сейчас активно работать с остальными
учителями начальных классов, с учителями среднего и старшего звена. Ведь основная трудность – это переломить мышление и стереотипы учителя ,
мотивировать его работать по-новому, работать на результат. А результат это не только сумма знаний, а также метапредметный (умение учиться, добывать
самостоятельно знания) и личностный (человек с нравственными установками, имеющий желание учиться, человек творческий, 
здоровый). 
     Новые стандарты разработаны и для дошкольных учреждений, в которых определены требования к условиям образования и
требования к образовательной программе 
Эффективное внедрение новых образовательных стандартов невозможно без адекватной обратной связи – системы оценки качества образования.
По данным мониторинга, общерайонный показатель качества  57,6%  (2009 год- 43,5  %). Ниже районных
показатели у Ждимирской, Локонской школ. В целом понизилось качество знаний  по математике,  физике, иностранному языку, химии,
информатике. Но не всегда это объясняется реальным понижением качества образования. Учителя стали объективнее выставлять оценки, стремясь
минимизировать расхождение своих оценок с оценками, полученными на независимых срезах. Такую  тенденцию нужно
продолжать. 
     Задача повышения качества успешно решается при введении зачётной системы.  Каждый учащийся, каждый родитель должен чётко знать, за какой объём знаний, умений
ставится та или иная оценка (ОРО - обязательные результаты обучения). Такая информация должна быть вывешена в классе, роздана учащимся и родителям. С
учеником заключается своего рода договор: ты мне знания - я тебе оценку. К сожалению, не все учителя стремятся ввести зачётную систему на должном уровне,
не все вводят её в соответствии с принятыми в школах положениями. Ещё один плюс данной системы - возможность дифференцированно подходить к ученикам: кто-то
выполняет обязательную часть зачёта и получает «зачёт», кто-то - ещё  дополнительные задания и получает за это «5»
или «4». Эта система используется и в начальных классах и в старшей школе. Она соответствует новым подходам к оценке достижений учащихся, обозначенным в
стандартах 2 поколения, но вводить её нужно грамотно, чётко соблюдая все правила и тогда она непременно даст результаты.
     В 2011-2012 учебном году  30  человек   сдавали выпускные экзамены в форме ЕГЭ, средние баллы по предметам выше, чем в прошлом учебном году. Претенденты
на  медали подтвердили свои знания. Однако, считаем, что муниципальная система образования не в полной мере готова к обучению
выпускников на том уровне, который обеспечен в  требованиях, содержащихся в ЕГЭ, так как преподавательский состав
общеобразовательных учреждений района не настолько готов к тому, чтобы обеспечивать такой уровень знаний, который предполагает в дальнейшем высокий
уровень результата на ЕГЭ. Выход из создавшегося положения видим в изменении подхода к вопросу управления системой образования, вопросу содержания
образования и вопросу соответствия того содержания, тем требованиям, которым на данном этапе предъявляются.  Таким
образом, можно сказать, что у нас нет снижения качества образования, у нас есть повышение требований к этому качеству. 
    Качество знаний учащихся за последние годы является стабильным и составляет 45%, уровень обученности 87%.
На протяжении последних лет базовой процедурой оценки учебных достижений является Единый государственный экзамен, который проводится
по 13 предметам. Благодаря ЕГЭ система образования как области в целом  и района в отдельности, становится более
прозрачной, открытой для государства и общества.  
 ЕГЭ по русскому языку в 2012 году сдавали 30 выпускников. Качество знаний составило 61,8%. Это
на  2% выше прошлогодних результатов (60 %).    Высокое и хорошее качество на ЕГЭ по русскому языку показали выпускники Знаменской
школы (Блинников Александр 92 балла, Захарова Татьяна – 92 балла, Глотовская школа – Беспалов Алексей – 71 балл, Семкина Кристина 72 балла, Потанин Степан –
76 баллов ( учителя Теплякова Зоя Алексеевна, Борисенко Н.О., Наумова А.Л.). Все это позволяет сделать вывод о том, что уровень освоения курса русского
языка на базовом уровне выпускниками 11 классов сохраняется стабильно. Но нельзя останавливаться на достигнутом, ведь есть над чем работать педагогам для
получения более высоких результатов, так как  средний балл по школам оказался самым низким  в Локонской и Селиховской школах., что
практически соответствовал прошлогоднему показателю.  
 Порадовали в этом году  результаты ЕГЭ по математике: уровень обученности составил  84 %,
качество знаний 48 %, что  на 17% выше показателей прошлого года. Неплохие результаты показали учащиеся Знаменской
(учитель Карпов А.К.), Глотовской школы (учитель Корсун Л.А.)  Низкие результаты показали учащиеся Локонской
школы. Но даже несмотря на положительную динамику, уровень и качество математической подготовки выпускников средних школ района остаются ниже
областных. Наиболее востребованными предметами для сдачи по выбору в форме ЕГЭ традиционно стали обществознание, которое в текущем
году сдавали 15 выпускников (качество знаний 42%, уровень обученности 93 %),  физика (17 человек, 72 % и 83%
соответственно). В этом году большую тревогу пришлось пережить из-за ученика Селиховской школы, который набрал всего 22 балла, но при пересдаче в г. Орле 64
балла. Это засталяет так
		
	
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz